МОЯ ДОРОГА
Пару лет назад я возвращался из командировки домой. Корпоративный седан вырулил с кольцевой в сторону Домодедово и мягко понесся под моросящий осенний дождь по крайней левой. Я сидел на заднем сиденье и задумчиво смотрел в окно. В голове роилась туча обрывков мыслей, но ни за одну мозг не хотел цепляться. Усталость какая-то, усталость не физическая. И вдруг я увидел шедшую тем же курсом и постепенно обгонявшую нас фуру. Трак был новый, фирменный. Он уходил из Москвы, за рулем сидел молодой парень и о чем-то весело разговаривал с кем-то внутри кабины, похлопывая ладонью по рулю в такт, видимо, игравшей в кабине музыке. Окна у него были приоткрыты – на такую высоту брызги просто не долетали. Фура легла на крейсерскую скорость и ближайшие 100 – 150км. нет причины её сбрасывать. Я поймал себя на мысли, что завидую ему – у него всё ясно и просто: вот дорога, вот руль, трак в таком состоянии, что о вероятной поломке думать не придется ещё долго, музыка, попутчик….
Мысли в голове растворились, уступив место воспоминаниям. Вспомнил, как сам гонял по трассе. Не фура, конечно, но тоже есть что вспомнить. Это по первому впечатлению романтика, но после второго – третьего рейса романтика постепенно сходит на нет. Успешно этому содействовали гаишники, таможня и разного рода паразитирующие на перевозках структуры. Хотя дорога – сама по себе такое место, где гораздо медленнее исчезают такие понятия, как порядочность, взаимовыручка, человечность, в конце концов, но уродов - как и везде….
Вспомнился один рейс, где после Ахтубинска я сменил напарника и после отметки на посту, как это и положено было в темное время суток в 90-е, покатил в ночь. Тогда постов было много и за ночь на трассе приходилось отмечаться по три – четыре раза в среднем. Впереди шел какой-то длинномер, судя по бортовым огням. Я пристроился метрах в ста позади, чтобы не мешать и, ориентируясь по нему, катился с приемлемой скоростью ещё часа два. Потом он (а вслед за ним и я) встал на очередном посту. Я поднялся с документами в дежурку, а там уже стоял водила этой впереди идущей фуры. Он был уставшим, небритым, в руках у него на стальном кольце (раньше на таких вешали занавески) нанизаны были разнообразные разрешения, удостоверения и т.п. Он отвечал односложно, стараясь не давать повода гаишникам к продолжению общения. И всё равно, мне пришлось уехать раньше, т.к. мой пустой пока фургон интереса вызывал гораздо меньше, чем эта, хоть и порожняя, фура. Вот вам и романтика….
Зимой ездить «ещё веселее». Все эти прыжки в снег к посту, а затем назад в теплую кабину, превращают кожаные ботинки в насквозь мокрые, раскисшие «клюмпы». К тому же езда на изделиях отечественного автопрома никогда не дает даже пятидесятипроцентной уверенности, что ничего не сломается. В городе Волжском, в февральский рейс, что то явно застучало в районе двигателя. Характер стука был похож на рассыпавшийся подшипник. Но искать ночью было некогда и мы поехали дальше, надеясь на авось. Напарник только выскочил у ларька купить сигарет. Этот самый Волжский можно проехать по объездной, но можно и насквозь. Дорога прямая, не заблудишься. Где-то на втором светофоре я заметил за собой вазовскую девятку. Она не обгоняла, но и не отставала. Я тоже не пытался оторваться, т.к. «поймав волну» проезжал на зеленый. До выезда там около полутора десятка светофоров и вот за пару светофоров до конца эта девятка обогнала меня, полосатой палкой в окно показывая прижаться к краю проезжей части. Я остановился, но решил не выходить – холодно, ночь… фиг знает, что за девятка…. Оттуда, с заднего сиденья, вылез гаишник (время около 2-х ночи, на дороге ни души) и подошел ко мне. Попросил документы и пригласил в машину для объяснений, почему это мы едем не пристегнутые ремнями. Ремнями??? В Газели??? Просто поясню: ремни эти в Газели если пристегнуть, то они минут через 10-15 так тебя притянут к спинке, что даже дышать будет трудно. Конечно, можно их расклинить, но заморачиваться как-то не хотелось…. Денег я ему отказался давать, он оформил протокол и сказал, что мы его получим у себя дома, в местном ГАИ. Забегая вперёд скажу, что никогда эти протоколы до меня не доходили. Просто потеряли время. Ну и что? Ну, вот нужно было ему меня останавливать? Сколько денег он рассчитывал получить за ремень? Ночевали за Волгоградом в машине возле поста ГАИ, вклинившись между фурами. Но через пару часов кабина остыла до того, что спать стало невозможно, поэтому завелись, прогрелись и поехали.
Днем у нас лопнул ремень. Не безопасности, а охлаждения и генератора в одном амплуа. Движок на Газели был волговский, но по причине другой конфигурации кузова, к нему был приделан другой шкив и паразитный ролик (подшипник которого и рассыпался) Этим роликом, насколько мне помнится и натягивался данный ремень. Менять его на морозе – ещё то удовольствие.
Потом Тамбов. Нет, трасса через город не проходит и, если ехать в Москву, то город остаётся справа. Чуть дальше развязка, где надо уходить влево под прямым углом, но для этого надо совершить въезд на эстакаду, а с неё сделать петлю вправо и под неё вниз, но до эстакады есть большая стоянка, где куча шалманов с горячей едой, заправка, магазин и т.д. Всё это работало круглосуточно, судя по надписям на дверях типа «Здесь не спят! Стучи сильнее!». Напарник захотел горячего супчика, хотя я в дороге всегда довольствовался котлетами в стеклянной банке, огурцами, хлебом и горячим чаем из термоса. Но я тогда был не женат, в отличие от него и разносолами не избалован. Пока он ходил, я встретил земляков, которые сломались на Камазе и пoчти неделю жили на этой стоянке, пока привезли запчасть из Москвы (400 км, как никак). Пообедав, тронулись к заправке, залились, но обратно, по колее что-то выбираться на эстакаду не захотелось. Снег под полметра. Решили – машин на трассе нет, да и другая колея выводила через встречку на нужную полосу. Махнули вперёд и через полсотни метров попали на засаду. Эти «стражи закона» спрятались под эстакадой и «стригли» водил. Просто тупо развод на разметку. Кое-как отбрехались, предложив показать эту самую разметку. Откапывать участок дороги они не стали, довольствуясь небольшим пожертвованием….
Выехав на последний отрезок трассы Тамбов – Москва, заметили, что зарядка аккумулятора исчезла. Под вечер это было совсем некстати. Свет и печка отъедали драгоценную зарядку медленно, но верно. Напарник уже начал приглядываться к стогам в поле
- А как ты думаешь, если в них забраться, там тепло?
- Ну, если головой наст пробьёшь, к тому же до них ещё по целине доехать надо…
Так и доехали до столицы. При съезде с трассы на МКАД, тормознул гаишник и спросил про дублирующий номер (на грузовиках это обязательное условие. Этот номер должен быть написан краской на кузове). Когда идёшь зимой по заснеженной трассе, сзади создаётся завихрение и снег липнет на кузов. На момент опроса слой спрессованного снега достигал сантиметров пяти. Я ответил, что номер есть, но для того, чтобы его увидеть, надо этот слой отковырять. Гаец отстал. Хорошо, что в Москве не экономят на уличном освещении, потому что, когда мы выехали на Ленинский проспект, наши фары еле тлели. Добравшись до нужного дома, мы остановились метрах в ста возле «комка», чтобы с пустыми руками в дом не зайти, ну и согреться. Близость цели и усталость так меня отпустили, что я на автомате выключил зажигание, когда напарник побежал к ларьку и в ту же секунду понял, что я наделал…. Но не прошло и получаса, как мимо проезжавшая легковушка дала прикурить – на наше счастье это ехал сын хозяина дома, куда мы и направлялись. А вы говорите – Знаки…. В этом доме двадцать два этажа, несколько тысяч квартир, а ехал именно он!
Коньяк выпили, аккумулятор зарядили. На следующий день купили в Южном порту подшипник, запасной ремень, всё собрали и поехали под загрузку. Помимо своего груза, взяли на борт немного продовольствия – сестра напарника держала свой «комок» Ну там…сигареты, напитки, шоколадки и т.п. Брали на оптовке, накладные рисовали самостоятельно – обычное по тем временам дело. Обратная дорога всегда легче, потому что – домой. Да и груженая машина идёт уверенней. В районе Ахтубинска ночью промазали на развязке и подъехали по темноте прямо к воротам проходной газоконденсатного комбината. Режимный объект, а тут какая-то левая машина и из неё вываливается напарник в летной куртке и вязаной шапке на глаза спросить дорогу. Его, мягко говоря, послали и сказали, что вообще могут пристрелить по инструкциям того бандитского времени. Пришлось вернуться на кольцо, но вырулили и через сотню метров попали на пост. Такой же – с маскировочной сеткой, бетонными заграждениями, БТРом…. Там нас начали шмонать дотошно. Сверили с накладными груз, проверили ручник, ну просто очень хотели денег. Но как-то не выходило. И тут один из них обнаружил в документах пустую накладную с печатью. Всё, поймал жуликов. На что я ему сообщил, что он, собственно, превышает свои полномочия, т.к. проверка финансовых документов не входит в перечень документов, предъявляемых ГАИ. Поторговавшись, отдали ему блок сигарет и поехали дальше. До таможни надо было пересечь паромную переправу, понтонный мост и ледовый зимник через речку. У понтонного моста необходимо по правилам высадить пассажиров. Напарник не захотел вылезать на мороз и топать полсотни метров по мёрзлому железу. За что нас тут-же и решили наказать проезжавшие за нами на УАЗике гаишники. Снова протокол, обещание наказания по месту регистрации. Протокол они составили на основании какой-то статьи, причём составлявший, как бы между прочим, дежурно произнёс: « Надеюсь, содержание статьи вам объяснять не надо». Тут я, решив себе устроить небольшую передышку плюс развлечение, сказал: «Ну почему же не надо? Надо, раз Вы ссылаетесь на статью закона сейчас уже не единого государства». Он начал зачитывать, в общем-то, не короткую статью. Я надеялся, что хоть это как-то подскажет им глупость всего происходящего, но – тщетно. На таможне тоже само-собой отдали по таксе и уже до дома доползли по гололеду остаток пути.
***
А был случай, когда я, уже добравшись до Москвы и высадив напарника у дома его сына, который там остался жить после армии, поехал на другой конец города к месту своего ночлега. Сотовой связи тогда не было, ну если и была – так только у бандитов и крутых коммерсов. На одном из перекрёстков я встал под красный и за этим перекрёстком меня остановил гаишник со стационарного поста. Стандарт – почему без ремня, давай документы на проверку – пробивку. Отдал, куда ж деваться.
- О! Браток! Да твоя машина в угоне!
- С чего это?
- Сам смотри!
Смотрю – точно, мой номер двигла. Вот ведь…
- Но этого быть не может. Я её только год с небольшим как взял. Вот тут у вас в Москве, на территории НПЗ фирма была. Сами гляньте – движок новый, чистый, даже надписи читаются….
- Ну да, но факт! Против фактов не попрёшь. Слушай, а ты не бандит?
- Конечно, бандит. Бандиты - все на грузовых Газелях ездят. Самая что ни на есть бандитская тачка….
- А весёлый парень. Ладно, посиди до выяснения….
Да я бы посидел, но ведь меня ждали. Тут вдруг они засуетились – оказалось, приехало начальство в лице дежурного офицера, в ведении которого, как я понял из разговоров, было несколько постов. Я понял, что этой мой шанс, а то придётся куковать неизвестно сколько (нравы постовых гайцев мне тоже были известны - это люди с абсолютным отсутствием человечности, такое впечатление, что их туда по этому признаку и набирают). Я кинулся к нему:
- Товарищ полковник! (Хотя это всего лишь подпол был, но как не подмазать?) Разрешите обратиться?
Такие финты с офицерьём прокатывают. У них где-то на подкорке записаны военные штампы.
- Слушаю, в чём дело?
- Тут какое-то недоразумение! (Объясняю ему суть ситуации)
- Год проверили?
Проверяют год. Оказывается (!) год не мой. Даёт втык своим, я уезжаю. По дороге думаю, как это вообще могло совпасть? Но, вот – бывает.
***
В тот рейс у меня сгорел подрулевой переключатель света ближний/дальний. Перед выездом я встретил одного из знакомых и в разговоре (я его разок брал с собой в ближний рейс за мебелью) посоветовал мне другие лампы в фары поставить. Помощнее, а то «светят слабо». Ну я как раз собирался на авторынок – по мелочи там перед рейсом, лампочки, предохранители, ниппели, масло на доливку, тормозуху…. И взял вдвое мощнее «галогенки». Сейчас стыдно вспоминать, что в дипломе написано «инженер – электрик». Вкрутил и поехал. На обратном пути, не доезжая Волгограда где-то с полторы сотни километров я догнал в ночи какое-то странное средство передвижения. Едет километров 80 в час, широкое что-то, не обогнать (трасса М6 достаточно узкая). Еду на ближнем. Дай думаю, светану дальним, гляну, что за зверь. Включаю дальний. О! Это пасеку везут на трейлере. Ну да, ночью, пока пчелы спят. Обгоняю, врубаю дальний и еду до Волгограда. На въезде, чтобы не нервировать местных стражей порядка, пытаюсь включить ближний, но переключения не происходит. Причем переключатель явно заедает. Ок, вырубаю фары вообще и еду только на габаритах, благо по улицам горят фонари и дорогу видно. Но из города-то надо будет выехать, а только ночью на дальнем особо не разъездишься. Останавливаемся на последней освещённой улице и начинаем ремонтироваться. Демонтаж переключателя выявил явную ненадежность конструкции. Медные контакты были вплавлены в пластмассовую плату. Поскольку лампы стояли вдвое мощнее, то и ток через них соответственно проходил вдвое больше, а дальше - цепная реакция: нагревшиеся контакты начали тонуть в пластике платы. Ухудшившийся контакт усугубил нагрев и т.д.. В общем, контакты окончательно утонули в пластмассе. Перед выездом, новый напарник закинул в кузов упаковку сухого спирта. Ну, может, кто-то вспомнит из походного детства такие, похожие на батончик с глюкозой из аптеки, только потолще. «Мало ли…», - сказал он на мой немой вопрос. Достав этот спирт и вооружившись отверткой, как паяльником, я нагрел пластик и выковырял контакты. Затем достал из запасов медной проволоки и, изучив принцип замыкания контактов, приколхозил её так, чтобы схема работала. По приезду СРАЗУ заменю, сказал я себе, но ничто так не постоянно, как временное…. Заменил я этот переключатель только года через два, перед продажей.
Кстати, про временное. Примерно в том же районе, так же на обратном пути, в районе Михайловки есть два затяжных спуска – подъема с продавленными тяжелыми фурами волнами. Газель по своей базе не очень удачно посчитана и легко входит в продольную раскачку. Я ночью зевнул этот момент и три тонны запрыгали по дороге, отрываясь от земли колёсами. Кое как удержав руль (какой там гидроусилитель?!), я подкатился к посту, отметился и поехал дальше. Напарник после этой тарантеллы что-то спать расхотел и мы решили остановиться, передохнуть и позавтракать. Нажимаю на тормоз – тормозов нет. Сбрасываю скорость и медленно скатываюсь с дороги в в поле. Оказалось, срезало как ножом латунную тормозную трубку с заднего колеса. Вывернули гайку, подручным инструментом типа пробойника развальцевали трубку, я выдернул из валявшегося в будке мешка нить, подмотал. Налили тормозухи, прокачали и поехали, клятвенно обещая себе заменить трубку по приезду. Но так я её через несколько лет и продал, с подмоткой из мешковины.
***
В один из рейсов, по причине отсутствия 92-го бензина на заправках города, пришлось заправляться 76-ым. Первые500 км предполагалось трястись по астраханской трассе, так что какая разница, что палить? Залился – поехал. В Аксарайске выяснилось, что там тоже нет 92-го, а только 76 и 95. Ну, поскольку следующий день пробега ожидался основным, то я залил сотню 95-го, ожидая отдачи, как от ракеты. Движок благодарно отозвался динамикой и мы помчались. Миновав тамбовскую развязку, когда до Москвы оставалось с полторы сотни километров, я заметил, что мне моргают фарами встречные. После того, как никаких гаишников на трассе я не обнаружил, понял, что что-то со мной, наверное, не то. Вернее, не со мной, а с машиной. Встал на обочину, обошел спереди машину. В нос ударил запах бензина. Открыл капот и с полминуты был в ступоре – шланг подачи топлива в карбюратор растрескался и с него просто сочился бензин на движок. Как не загорелись тогда – неведомо. Запасного шланга нет, сам шланг короткий, так что обрезать не получится. В общем, достал изоленту, и всю её намотал на этот шланг, только чтобы доехать. Доехали. На этом борьба с системой подачи топлива не закончилась. Шланги я, конечно же купил и поменял, но перед установкой (чего уж, раз взялся) решил продуть фильтр тонкой очистки, который располагался в стаканчике со штуцерами для этих самых шлангов. Продул, собрал, смотрю – потеет соединение. Разобрал снова. В качестве прокладки используется алюминиевая шайба, которая одноразовая. Т.е. обжал один раз, она продавилась по границе и держит. Если соединение разобрать, то шайбу надо менять однозначно, т.к. попасть в тоже состояние нереально и, соответственно, плотно прилегать она не будет. Сообразив это, я решил её слегка обстучать молотком и протянуть покрепче. Когда начал протягивать, то один из штуцеров отломился. Создатели этого 151-го карбюратора, наверное, икали в тот день до изнеможения. Нигде, НИГДЕ этот стаканчик отдельно не продавался. Шайбы этой в ремкомплекте на карбюратор тоже не было. Конечно, можно было купить подходящую по размеру медную у старьевщиков, но почему её не было в штатном комплекте? Пришлось брать новый карб. И вот ещё вопрос – почему на заводах их сразу не настроить? Ответ: потому что нафиг эти лишние движения – и так возьмут. Весь советский (а теперь постсоветский) автопром так построен. Чего удивляться, что его изделия нормальным людям нафиг не нужны? Но это уже риторика. Новый карбюратор не хотел работать ни в какую. Регулировка своими силами чуть не опалила физиономию напарника, отозвавшись взрывом в одной из открытых камер. Но пока мы экспериментировали на отрезках дороги с настройками, я запеленговал экологический пост. Давно я их в последнее время не видел. Это те, кто измеряют уровень СО в выхлопе. Кстати они, за умеренную плату, могут этот уровень привести в норму. Чем мы и воспользовались. Они нам и настроили всё, как полагается, зафиксировав регулировочные винты краской и выдали соответствующую бумажку, что СО в норме (вспомнился водила в начале рассказа). Так что – выход есть всегда.
***
Таможня. Обратная дорога домой только тогда быстрее, когда у тебя за спиной нет груза. А вот если он есть – «вынь, да покажь» И вот на каждом посту одна и та же песня: «Что везём? Откройте будку! Документы есть? Предъявите!...» И т.д., и т.п., в среднем разговора минут на 10-20, а это отъедает часы, часы – это километры. Однажды, когда меня это уже достало окончательно, я решил груз затаможить по месту погрузки. С этой целью я выяснил адрес центральной таможни г. Москва и с утречка туда подкатил. Отстояв в длиннющей очереди до обеда, я, наконец, добрался да двери, где принимали документы. Таможенники отказались мне пломбировать фургон, т.к. по приезду мне нужно было бы заехать на СВХ, там дождаться представителя таможни, чтобы все процедуры растаможки соблюсти, а это, как мне объяснили, совсем не бесплатно.
- А чего это вы решили тут затаможить груз?
- Ваши коллеги на астраханской таможне сказали, что нужно делать именно так, т.е. по месту получения груза.
- Да это чушь. Они просто деньги вымогают и всё…
- Я понимаю, но вы – здесь, а они – там.
- Вы можете затаможить груз на всей территории Российской Федерации, поскольку на всём пути следования границу не пересекаете. Только не на пограничном переходе, а на самой таможне.
Для большей уверенности я сходил к юристу на этой самой таможне и, проконсультировавшись, взял справку об оказании юридических услуг. В г. Урюпинске этой справкой я отогнал двух представителей закона от своего фургона и вот настало раннее утро, когда мы въехали в Красный Яр, где и располагалась пресловутая таможня, которая и должна была произвести все законные действия. Заспанный дежурный сказал нам, что единственный специалист по этим делам сейчас уехал на переход. « Езжайте туда, там всё и сделаете», - сказал он и закрыл дверь. Ну что – ждать некогда, мы выехали на погранпереход. Перед шлагбаумом я остановился и не въезжая на территорию пешком направился к машине «специалиста» приметы которой нам сообщил дежурный и который сидел в кабине.
- Что вы хотели?
- Груз затаможить надо…
- Какой груз?
- Вон Газель стоит за шлагбаумом. Я заезжал в Красный Яр. Сказали, что вы здесь и можно это произвести на месте.
- Документы есть на груз?
- Да, есть (отдаю ему папку с документами)
- А, то есть, вы считаете, что если оставили машину за территорией, то ничего не нарушили?
- Ну, положим, так, а вы считаете иначе?
- Ну так документы-то границу уже пересекли…. А там (указывает глазами на Газель) стоит машина без документов на груз.
Тупо смотрю перед собой. От усталости уже гудит голова, организм работает в автоматическом режиме, автономно от головы. Мне нужно проехать ещё 250км. Ещё 250 км., и я дома. За спиной 1600 вёрст и бессонная ночь.
- Вот странно, единственный раз решил пересечь границу по закону. Заплатил вашим коллегам за консультацию, а результат один и тот же…
- В смысле по закону? А до этого как же было?
Поднимаю на него глаза и спокойно говорю:
- А до этого 300 рублей - и вперёд, хоть стратегическую ракету вези….
- Ну так в чём же дело? Триста рублей – и вперёд…
Справедливости в мире нет. Нужно понять это и жить спокойно дальше. Но понимание этого приходит уже с возрастом.
На казахстанской стороне меня ждал такого же рода сюрприз. Местные таможенники решили организовать растаможку прямо на границе. Естественно, кто ж об этом знал и готовил для этого деньги? На посту стояли тучный тёртый волк и молодой малоопытный шакалёнок. Из средств автоматизации на столе лежал только средних размеров калькулятор. Компьютера не было, а номенклатуру они искали в толстенных справочниках. Я поинтересовался, а что именно подлежит такого рода обложению? Точно сейчас не вспомню, но кажется, сумма накладной не должна была превышать определённой величины. Я свои накладные (штук 20 – 25 всего) знал чуть ли не наизусть и одна из них зашкаливала. Опытный это сразу засёк, но молодому не сказал, а отдал только распоряжение оформить. Я прошёл на пост, а опытный остался на улице – ждать следующую жертву. В «офисе» я специально рассыпал накладные беспорядком на стол, как бы случайно и начал то и дело их поправлять, каждый раз перекладывая эту жирную накладную вниз. В то же самое время я ныл и подгонял молодого, что мне ещё ехать и ехать, а он копается. В результате, мне удалось от него эту накладную зажать и он мне отпечатал на машинке на специальном бланке беспошлинный провоз. Подписывать эту бумагу должен был старший. Когда он понял, что его кинули (бланки строгой отчетности, менять и исправлять данные недопустимо), то выругал последними словами молодого, а меня вывел на улицу для приватной беседы.
- Ну ладно. Перед государством ты отчитался, а что ты МНЕ должен?
- Адрес моего магазина такой то. Приезжай – решим, а сейчас действительно нечем обрадовать.
- Ну, тогда счастливого пути, только ты же ещё не в последний раз тут едешь?
- Надеюсь…
Больше я его никогда не видел, но он мне передал привет через моего коллегу по бизнесу, который там проезжал месяцем позже: «Знаешь этого хитрого болгарина? Передавай ему привет…»
***
Последняя поездка на этой машине, которая запомнилась, была уже не связана с бизнесом. Я тогда затеял капитальный ремонт и стройматериалы решил закупить в соседней Астрахани. Цены были не намного ниже, но если брать количеством, то получалась реальная экономия, да и выбор не в пример. Затарив машину плиткой, обоями, краской, линолеумом и, пригрузив чугунной ванной и межкомнатными дверями, я имел где-то под тонну груза. Возвращался летом и подъезжая к российской таможне услышал какой-то стук и движок начал «троить». Загнал на проверку. Фиксатый таможенник, сморенный жарой и по этой причине сидевший в тельняшке, проглядев мои чеки и накладные лениво протянул:
- ну ты мне сейчас будешь всю машину тут разгружать, раз такие накладные подсовываешь…
- Ну, если ты мне поможешь, то без проблем. Только если ничего не найдёшь, обратно всё будешь грузить самостоятельно.
На тот момент у меня за плечами было столько подобных разговоров, что наглостью это даже и не казалось.
- вот смотри, у тебя тут растворитель стоит чуть ли не тысячу рублей. Ты чё - думаешь, я не знаю, сколько стоит растворитель?
- Ну, это смотря какой растворитель. Ты посмотри, сколько у меня краска стоит, тогда и вопросы задавай.
- А ты где брал?
- На Софьи Перовской
- А, тогда да. Тогда может быть…
Перед выездом с перехода под колеса чуть не кинулся какой-то непонятный мент с гаишной палкой.
- В чём дело?
- Транспортная инспекция. Начальник зовёт.
- Где твой начальник?
- Тут в вагончике.
Вылезаю, захожу в вагончик. Сидит, уже прилично кривой, майор.
- Лицензия есть на перевозки?
- Товарищ майор, когда я этим зарабатывал, у меня всё было. В том числе и лицензия по СНГ. Сейчас я еду на собственной машине, сам за рулём и везу собственные вещи. Зачем мне лицензия?
- Ну ты ж понимаешь…
- Понимаю. Сколько?
- Сто
- Сто нет. Пятьдесят?
- Пойдет…
На казахстанской границе был аншлаг – накануне там сняли всю смену таможенников. Кого-то поймали на взятке. Та же тема с растаможкой. Только теперь, кроме облагаемой суммы добавился ещё и вес. Моя тонна перекрывала беспошлинный лимит с лихвой. Денег уже нет. На улице ночь. Делать нечего, оставив своих пассажиров в кабине, ловлю попутку и еду с километр на ГАИшный пост. Весной того же года, я монтировал и настраивал у них на посту КВ радиостанцию и, по случаю, пришлось отмазать их начальника перед ведомственной проверкой. Короче, за ними был должок. На посту никого не было, кроме Ришата – молодого, но ушлого летйтенанта.
- Ришат, привет. Проблемка есть. Стою на своей машине на таможне. Звякни туда, скажи, чтоб пустили
- Да я там не знаю никого, кому я буду звонить?…
- Вот только мне сейчас не рассказывай…
Тут, как нельзя кстати, нарисовывается начальник поста. У него дом в двухстах метрах.
- О, привет. Ты чё тут делаешь?
- Да стою на таможне. Машину не пускают.
- Сам едешь? Чё везёшь?
- Да сам, ремонт вот дома делаю, стройматериалы в Астрахани взял, везу. По весу не пускают.
Он, обращаясь к Ришату:
- Давай, позвони, скажи – наш сотрудник едет, путь пропустят.
Тот звонит, минут пять общается, вешает трубку, говорит мне:
- Сейчас тебе машину остановлю, поедешь туда, найдёшь (говорит фамилию), скажешь «от Ришата». Он поможет.
Возвращаюсь, нахожу, оформляем упрощенную декларацию, уезжаю. Проездом на посту оставил полмешка астраханских яблок. Через двести метров остановился – машина «троит», не едет, стук в двигателе. Открыл капот, повесил лампу. Тут же налетела мошка и комары. Вскрываю клапанную крышку – так и есть: сломался толкатель. Лукойловское моторное минеральное масло спеклось в кокс и забило масляные каналы распредвала. Толкатель перегрелся и сломался. Клапан не работает, соответственно, цилиндр тоже. Пока так ехал с полсотни км., регулировка клапанов слетела к чертям окончательно. Жара, пот струится, руки в масле, весь в комарах. Выставил аварийный знак, достал инструменты, снимаю распредвал.
Через полчаса останавливаются две машины – зиловский «Бычок» и какой-то джип. Оказалось, сосед по двору везёт запчасти. Сам торгует на авторынке плюс магазин.
- Привет, чё случилось?
- Толкатель накрылся
- 402-ой движок?
- Ага
- Саня! – кричит в «Бычок» - глянь там толкатели на 402-ой движок!
Через минут десять тот приносит пару.
- Бензин какой?
- 92-ой
- Эти на 76-ой. Могут не встать.
- Попробую вывести
- Ладно, Сам справишься?
- Справлюсь, спасибо.
- Ну давай, пока, удачи…
И уехали. Нет, как ни старался, регулировки не хватило. Толкатели были длиннее. Выкинул, отрегулировал оставшиеся клапана, сдёрнул свечной провод, поехал на 3-х цилиндрах. По дороге ещё два раза останавливался для регулировки, но доехал.
***
Никакой другой транспорт не даёт мне такого ощущения пространства, таких разных видов за окном, такой веры свои силы и в людей вокруг.
Отредактировано pavel263 (2013-03-29 10:44:34)