Танцы со А.Н.Скрябиным.
Вечереет. Я сижу перед монитором в своем уютном, интимном уголке, окруженный флюсами и припоями, в глубокой задумчивости об изменчивости мира и истории. В том, что история развивается и двигается вперед, не нужно пытаться доказывать, - это очевидно. В нашем сознании возможно и возникает релятивный курс андеграудных изысканий по этому поводу, в антитезу общепринятому, преподаваемому в школах, техникумах, запечатленному множествами изданий в виде учебных программ и таблбуков, но как показала практика, большинству не интересны эти порывы поиска альтернативы, чего-то неизвестного, заботящие лишь незначительную часть населения. Невольно возникает второй караван мыслей, - «о меньшевиках и большевиках», но не будем о политике, а вернемся к истории и искусству. Хочу заметить, подобные фантазии, желающие сблизить написанное, в этих разнообразных пособиях по короткому экскурсу в недавнее прошлое, с что ни на есть действительной реальностью, возникают не на голом месте. Возможно, их возникновению предшествует мало-мальски суровый жизненный опыт, который, скорее всего, дает почву для появления новых, иллюзорных миров скрашивающих окружающую действительность с твердою верой в то, что праздничную привлекательную, яркую, сытую жизнь, наконец-таки сменят радостные повседневные будни будущего. В данном случае я хочу коснуться «романтизма» прошлого столетия, а именно А.Скрябина.
Начну издалека. Прежде всего, как музыка может быть связана с философией? И почему то, что можно назвать классической музыкой до сих пор существует, несмотря на электронное засилье современной цивилизации?
Тяга к чему-то новому, в столетии «золотого века», прежде всего, была обусловлена возникновению таких наук и направлений в философии, как научный материализм, гностицизм, идеализм. И хотя нам и преподавали в школах этот самый материализм, молодежь, почему-то всегда тянуло к таким понятиям как «судьба», «рок», «протест»… Но давайте разберемся, - такие уж разные эти понятия для того, чтобы можно было разделить их так, что они могли бы противостоять друг другу? Думаю, что нет.
Г.В. Плеханов вспоминая о А.Скрябине писал: "Когда я встретил его в Больяско, он(Скрябин) был совсем не знаком с материалистическим взглядом К. Маркса и Ф. Энгельса. Я обратил его внимание на важное философское значение этого взгляда. Несколько месяцев спустя, встретившись с ним в Швейцарии, я увидел, что он, отнюдь не сделавшись сторонником исторического материализма, успел так хорошо понять его сущность, что мог оперировать с этим учением лучше, чем многие "твердокаменные" марксисты".
Был ли А.Скрябин настолько образован, чтобы не понимать опасность речей Плеханова, Маркса, Энгельса, - думаю да. Факты же приближающейся трагедии не мешают ему создать пятую симфонию, которая заканчивает его «романтический период», где утверждающий голос человеческого завтра, приходит на смену метаниям религиозной души страждущего. В поисках новых форм он уходит от пафосно-созидательной музыки к неприкрытому диссонансу, к отсутствию какой бы то ни было тональности.
- Очарован, возмущен? - нет. Что слышу я, включая свой DVD проигрыватель, вмонтированный в мощную плату своего компьютера?
- Я слышу щебет птиц, оживание природы, неутолимую жажду достижения идеала, божества, жажду «чуда», невероятной мистерии, то к чему всегда стремилась юная душа и натура. Разделяю ли эти взгляды? - скорее, да, чем нет… но вот звучит финал, где резкие агармональные септаккорды уносят меня в дикий танец потустороннего мира, где возможно и есть существа способные на столь быстрые перебирание ногами, - аки пальцами, но глубоко в этом сомневаюсь. Звучит финал и невероятно хочется продолжения. Получился ли урок бодрствований и бдений в нашем настоящем, засоренном всевозможными гаджетами и устройствами управления бренным телом? – думаю, нет. Если взять джазовую музыку и вернуться на тридцать лет вперед,- то это будет, на мой взгляд, лишь хмурые попытки воспроизвести ту силу света, которой хотел достигнуть А.Скрябин. Если «рок», - то это и вовсе вялое кривляние перед портретом «Вселенного божества» в коридоре, могущего в горячке даже навсегда повредить клавишу нового рояля…
Почему эта музыка до сих пор существует, вдохновляя на новые поиски и страдания «прометеев» настоящего? Остается загадкой.
Музыка: Соната№5 А.Н.Скрябин